moibiznes@msb-orel.ru

Замглавы Минэкономики Татьяна Илюшникова о горизонтальной модели поддержки МСП

16 января 2024
«Заливать бизнес деньгами — неэффективно, это замкнутый круг». Замглавы Минэкономики Татьяна Илюшникова о горизонтальной модели поддержки МСП

Правительство с начала пандемии аккумулировало огромные массивы информации о субъектах малого и среднего предпринимательства (МСП), помогающие выстраивать поддержку этого сектора. О том, как будут работать инструменты такой помощи на основе полученных данных, чего правительство ждет от малых предприятий, и о том, как меняется модель взаимодействия государства и бизнеса, в интервью “Ъ” рассказала куратор сферы МСП, замглавы Минэкономики Татьяна Илюшникова.

«Требования для получателей поддержки должны быть унифицированы и сформулированы так, чтобы предприниматели точно знали, на что могут рассчитывать», — поделилась своим мнением замминистра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова в интервью «Коммерсантъ»

— Вы пришли в Минэкономики накануне пандемии — ведомству пришлось как заниматься оперативной антикризисной поддержкой бизнеса, так и менять направление системной поддержки в рамках нацпроекта по развитию МСП. Расскажите, как удалось увязать эти задачи между собой — и удалось ли?

— Системные меры поддержки предусмотрены нацпроектом, инициированным президентом, и впервые были выстроены в таком формате в 2019 году, а уже в 2020 году началась пандемия, которая коснулась всех сфер жизни. Жизнь граждан, государственных институтов и бизнеса резко изменилась. Многие секторы бизнеса были просто закрыты. С таким ни мы, ни кто бы то ни было никогда не сталкивался, и готовых решений для такой ситуации не было. Мы анализировали состояние бизнеса, собирали обратную связь — иначе адекватно реагировать было бы просто невозможно. С другой стороны, никто не снимал задач нацпроекта по базовым институтам развития, по их имплементации во все регионы, по разработке стандартизированных мер поддержки, выстраиванию сервисной модели их реализации. Задачи нацпроекта нужно было выполнять. Поэтому мы двигались двумя параллельными треками.

С одной стороны, мы переориентировали действующие системные меры поддержки в рамках нацпроекта на пострадавшие отрасли: докапитализировали региональные гарантийные организации и государственные МФО, сняли часть требований для малого бизнеса, упростили процесс получения поддержки.

С другой стороны — запустили специализированные меры. Самыми распространенными были программы ФОТ 0, ФОТ 2.0, ФОТ 3.0, которые завершились списанием бизнесу льготных кредитов на сумму 430 млрд руб. Тогда мы впервые применили принцип встречных обязательств. Это была уже не патерналистская модель: старший — младшему, государство — малому бизнесу. Это была модель равноправия, когда государство определило условия, при которых будет оказана поддержка: взамен льготных кредитов предприниматели должны были сохранить рабочие места.

— Малый бизнес довольно долго воспринимался государством как сегмент мелких лавочников, которых нужно поддерживать ради социальных целей, в последние два года на МСП возлагаются надежды в части обеспечения импортозамещения и технологического прорыва. Как сейчас власти смотрят на сектор МСП?

— Давайте посмотрим, что такое МСП для экономики и для социальной жизни: в российской экономике 76 млн человек занятых, из них более 31 млн — в секторе МСП, де-юре. Де-факто вычтем самозанятых, которые не показывают экономическую активность, вычтем тех, кто совмещает работу по найму и пробует себя в качестве самозанятых или ИП. С учетом всех нюансов в секторе МСП порядка 27 млн человек. То есть от трети до половины занятых в экономике связано с сектором МСП. Это большая цифра.

Если говорить об имидже «лавочников», то, действительно, структура российского сектора МСП отличается от структуры МСП ряда экономически развитых стран. Вклад МСП в ВВП — 21%. Такая ситуация складывалась в силу макроэкономических процессов: у нас большая доля госкомпаний, большой нефтегазовый сектор. Если очистить от последнего, вклад МСП в ВВП составит порядка 23–25%, с учетом нефтегазовых (компаний.— «Ъ») — 21%. Это небольшой вклад с учетом занятости. У нас 36% МСП — это торговля. Также стоит понимать, что в торговле наименьшие барьеры (знания, основные средства, персонал) на входе в предпринимательство. Но эта картина меняется.

Когда из-за санкций крупные компании стали более заметны в международных сделках и нужно было выстраивать новые логистические цепочки, малый бизнес оказался гибким, адаптивным. В COVID-19 было то же самое. Целые сегменты были закрыты. Если бы не торговля, непонятно, как бы мы прошли эти два года. Сейчас стабильно растут выручка и обороты у сегмента МСП, растут налоговые поступления. Сектор устойчивый, и он развивается, в том числе структурно.

«Наличие льготных инструментов тем не менее позволяет бизнесу более гибко подходить к финансовому планированию, инвестиционному. Малый бизнес адаптивный: мы видели, как в 2022 году в период повышения ключевой ставки заявки на кредиты МСП упали до минимума, а потом снова начали «отрастать» — даже при высокой ставке. Бизнесу важна именно предсказуемость, понимание горизонта планирования.

— Сейчас сложно со стабильностью.

— А когда было легко? Наша задача — стабильно работать в любых условиях»

 

Источник новости Коммерсант
Полный текст интервью — по ссылке: https://www.kommersant.ru/doc/6453848

ЦОУ «Мой бизнес» информирует. Работа центра «Мой бизнес» реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который инициировал Президент и курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов. Центр оказания услуг «Мой бизнес» в Орле находится по адресу: ул. Салтыкова-Щедрина, 34, тел. горячей линии для предпринимателей (4862) 44 30 20.