В Минпромторге подготовили новую версию законопроекта о работе интернет-магазинов.
28 июня 2024Владельцы цифровых торговых площадок, то есть маркетплейсов, должны предпринимать меры, чтобы на их ресурсах не продавалась продукция ненадлежащего качества. Такую норму, как стало известно «Парламентской газете», содержит разработанный Минпромторгом новый законопроект о работе маркетплейсов. Согласно документу, именно интернет-магазин обязан вернуть деньги покупателю за некачественный товар. Законодателям осталось решить, как найти баланс между правами покупателей и развитием цифровой торговли.
Следующие после такси
За 2023 год интернет-торговля в очередной раз показала значительный рост — на 38 процентов по обороту, до 7,9 триллиона рублей, и на 60 процентов по количеству заказов, до 4,5 миллиарда заказов. По разным оценкам, уже почти каждый пятый товар в России приобретают в интернете. В основном этот рост обеспечен маркетплейсами — сервисными платформами, на которых миллионы покупателей встречаются с сотнями тысяч продавцов.
Оборот маркетплейсов в 2023 году достиг 6,4 триллиона рублей, при этом до сих пор площадки не получили должного регулирования, прозвучало 26 июня на круглом столе в рамках Петербургского юрфорума. Главный вопрос, который решают законодатели: чем являются маркетплейсы — торговыми площадками или цифровыми платформами? От ответа зависят правила их работы и ответственность.
На рассмотрении Госдумы находятся два законопроекта о маркетплейсах, напомнил зампред думского Комитета по защите конкуренции Сергей Лисовский. Документ, внесенный членами фракции «Справедливая Россия — За правду», урегулирует в первую очередь взаимоотношения агрегатора и владельцев пунктов выдачи заказов, поскольку там возникало много конфликтов. Законопроект глав Комитета Совфеда по экономической политике Андрея Кутепова и Госдумы по промышленности и торговле Владимира Гутенева предполагает более строгий контроль за маркетплейсами со стороны Федеральной антимонопольной службы. Ни один из документов депутаты пока не рассматривали.
Регулировать интернет-площадки, по мнению Лисовского, нужно по тем же принципам, что заложены в основу работы торговых сетей. «В 2009 году, когда мы писали закон о торговле для сетей, нам тоже говорили, что они только предоставляют полки для товаров, а ответственность за качество несут производители, — сказал депутат. — Потребовалось десять лет, чтобы они смогли научиться отслеживать и отвечать за качество».
С точки зрения покупателя, маркетплейс — это обычный магазин, просто в новой форме, добавил Лисовский. У парламентариев нет цели ограничить их работу, заверил он, но есть обязанность защитить потребителя. «Агрегаторы такси тоже говорили, что не отвечают за поездку, но появился закон, который обязал их это делать. Теперь очередь маркетплейсов», — заключил политик.
Источник: Парламентская газета
ЦОУ «Мой бизнес» информирует. Работа центра «Мой бизнес» реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».