Минэкономики предлагает повысить доступность финансирования для инновационного бизнеса.
2 октября 2024Минэкономики подготовило проект постановления правительства, расширяющий периметр таксономии технологического суверенитета — критериев инвестпроектов, интересных государству с точки зрения импортозамещения и инновационного развития экономики. Соответствие проектов таксономии не предполагает прямой поддержки бюджета, но по плану должно открывать доступ к более доступному рыночному финансированию — ЦБ смягчает регулирование для банков в рамках финансирования таких проектов (снижая коэффициенты риска по таким кредитам).
Таксономия, напомним — механизм оценки степени важности инвестпроектов для экономики. Она разделяет их на две категории: нацеленные на достижение технологического суверенитета (создание новых мощностей и технологий в отраслях со степенью локализации менее 50%) — и на структурную адаптацию экономики за счет переориентации экспорта. В Минэкономики “Ъ” сообщили, что проекты таксономии уже реализуются в энергетической промышленности, автомобилестроении, железнодорожном машиностроении и фармацевтике в 15 регионах. Всего «в портфеле» — 23 проекта на 493,9 млрд руб., в апреле 2024 года было 12 на 264,8 млрд руб. «Рост числа проектов произошел при ключевой ставке в диапазоне 16–18% годовых. Разработанные изменения таксономии будут способствовать дальнейшему повышению инвестактивности в тех отраслях экономики, развитие которых критически важно для достижения технологического суверенитета нашей страны»,— отмечает первый замглавы Минэкономики Илья Торосов.
Проект Минэкономики дополняет таксономию новыми направлениями и критериями — это возведение электростанций, развитие новых месторождений редкоземельных металлов, генерации возобновляемой, водородной и атомной энергетики и строительства высокоскоростных магистралей. Минэкономики предлагает запустить и новые механизмы финансирования таких проектов — облигации, а также кредиты для лизинговых компаний, приобретающих продукцию производителей, соответствующих критериям технологического суверенитета. По словам Андрея Байды, линейка инструментов расширяется в ответ на запрос бизнеса, который структурирует сделки с привлечением облигационных инструментов. Лизинг же актуален в авиастроении, железнодорожном машиностроении и судостроении. «Для того чтобы произвести больше самолетов или локомотивов, кредит обычно берет лизинговая компания, которая покупает и впоследствии сдает самолеты и локомотивы лизингополучателю, а не завод, который эти самолеты и локомотивы производит»,— разъясняют в ВЭБ.РФ.
Источник: Коммерсант