moibiznes@msb-orel.ru

От самозанятости к производственному предприятию с помощью господдержки.

27 марта 2024

Ваш бизнес перерос самозанятость: что делать? Совместный опрос Ozon, Wildberries и Aliexpress показал, что большинству самозанятых тесно в рамках НПД. 71% респондентов отметили необходимость увеличения лимита по прибыли, другие выступают за разрешение перепродажи товаров и расширение списка доступных сервисов. Как понять, что бизнес вырос из самозанятости? Какой правовой статус выбрать, чтобы масштабировать ваше дело? Поделилась заместитель бухгалтера и эксперт центра «Мой бизнес» Новосибирской области Татьяна Дубровина: сибирячки Дарья Богиня и Инна Туболева стали одними из тех, кто вырос из самозанятости. В начале 2023 года они открыли Сибирскую швейную академию «Прошить», а спустя всего 9 месяцев перешли с НПД на ООО.

От домашнего ателье до швейной академии

В 2022 швея-самоучка Дарья Богиня прошла обучающую программу «Азбука предпринимателя» в центре «Мой бизнес» Новосибирской области. Сразу после обучения она написала бизнес-план, успешно прошла защиту и получила соцконтракт. На средства предпринимательница открыла швейную мастерскую в помещении 10 квадратных метров и обновила швейное оборудование. Свое дело она начала в качестве самозанятой.

Идея создать швейную академию родилась во время подготовки к конкурсу «Самозанятость. Открытие года», организованном центром «Мой бизнес». Дарья заняла второе место и вместе с партнером Инной Туболевой приступила к написанию бизнес-плана. В начале 2023 года Сибирская швейная академия «Прошить» распахнула свои двери для жителей Новосибирска.

Важный вопрос

Уже в сентябре предпринимательницы зарегистрировали производственную компанию ООО «Прошить», где они являются соучредителями. Принять решение о переходе на новую правовую форму помог ответ на вопрос: «Какие возможности даст смена статуса?». По оценке предпринимательниц, новая налоговая система позволила бы вывести бизнес на принципиально новый уровень: они могли бы открыть расчетный счет, давать клиентам рассрочку через банк, зарегистрировать товарный знак, трудоустраивать сотрудников, получать субсидии и льготные займы.

При масштабных планах на развитие самозанятость зачастую становится ограничением и не позволяет реализовать все бизнес-идеи. Заместитель бухгалтера и эксперт центра «Мой бизнес» Новосибирской области Татьяна Дубровина обозначила три критерия, которые помогут понять, что вашему бизнесу стало тесно в режиме самозанятости:

  • Ваше дело выросло, и вы не справляетесь самостоятельно: вам нужны сотрудники или партнеры
  • Ваш оборот близится к 2,4 миллионам рублей. Именно эта сумма является предельно допустимой для самозанятого
  • Бизнес расширяется, и теперь вы хотите оказывать не только услуги, но и продавать товары несобственного производства или заниматься новыми видами деятельности.

Также важно убедиться в устойчивости своего бизнеса и ответить себе на вопросы: приносит ли дело стабильный доход? Есть ли у вашей услуги или продукта уникальное отличие от конкурентов? Получаете ли вы ежемесячно запланированное количество клиентов? Как проходят ключевые бизнес-процессы в вашей компании?

Дарья и Инна отметили, что кроме фактической готовности к открытию ООО, немаловажным для них оказался и психологический фактор:

«За эти 9 месяцев наша уверенность в своих силах крепла, наши мысли дозревали, а желание предпринимать свою жизнь стало нормой. Исчезли все страхи, которые раньше были связаны с налогами, отчетностью, трудоустройством и другими вопросами», — рассказали они.

ИП или ООО: что выбрать?

Бизнес подрос и предприниматель принимает решение о смене организационно-правовой формы. Возникает вопрос: ИП или ООО?

Тем, кто планирует нанимать сотрудников, Татьяна Дубровина рекомендует рассмотреть открытие ООО. Дело в том, что ИП, который заключает трудовые договоры, и сдает отчетность в инспекцию Федеральной налоговой службы и Социальный фонд России уже ничем не отличается от ООО. Также важно помнить о главном нюансе: по долгам за бизнес ИП отвечает всем своим имуществом, а ООО — только уставным капиталом.

Шаг за шагом

Порядок открытия ООО строго регламентирован. Не упустить важные детали поможет чек-лист от эксперта центра «Мой бизнес» Татьяны Дубровиной.

  • Определитесь с юридическим адресом организации. Если вы планируете арендовать помещение, то потребуется гарантийное письмо от арендодателя. Если ваша личная недвижимость, то документы о праве собственности.
  • Кто будет учредителем? Если это ваш бизнес, то все просто: вы и учредитель, и директор. Если бизнес с партнером, то нужно определить доли в ООО. От этого будет зависеть сумма выплачиваемых в будущем дивидендов — доли чистой прибыли, распределяемой между участниками ООО.
  • Определите размер уставного капитала. Минимальный составляет 10 000 рублей.
  • Выберите ОКВЭД: основной и дополнительные. При этом не важно, какой вид деятельности в итоге будет приносить вам доход. От ОКВЭД зависит размер тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оплачиваемый с заработной платы сотрудников, а также формы статистической отчетности, которые вы должны будете сдавать, если ваша организация попадет в выборку.
  • Выберите систему налогообложения. Если ООО оказывает только услуги, например, сдает недвижимость в аренду, то подойдет УСН 6%. Если у ООО значительные расходы (закупка товаров, материалов, оплата услуг, заработная плата), и по ним имеются подтверждающие документы, то стоит рассмотреть УСН 15% (доходы–расходы). Если ваши покупатели и заказчики плательщики НДС, и они хотят получать входящий НДС от вас, то стоит сразу пойти на общую систему налогообложения (ОСНО). Важно: переход на другую систему налогообложения по заявлению налогоплательщика возможен только один раз в год.

Теперь осталось подготовить документы для регистрации. Если вы единственный участник ООО, то есть учредитель и директор в одном лице, то можно зарегистрироваться в центре «Мой бизнес». Специалисты самостоятельно сформируют заявку и помогут открыть расчетный счет в банке. Также предприниматель может самостоятельно подать документы в налоговую: через МФЦ или удаленно по почте, с объявленной ценностью и описью вложения с помощью сервиса ФНС. Для подачи документов в электронной форме вам понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись.

Источник фото: архив предпринимателей

Материал подготовлен при поддержке центра «Мой бизнес» Новосибирской области. Работа центров «Мой бизнес» реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который инициировал Президент и курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов. Центр оказания услуг «Мой бизнес» в Орле находится по адресу: ул. Салтыкова-Щедрина, 34, тел. горячей линии для предпринимателей (4862) 44 30 20.