Реформа контроля и надзора позволила снизить административную нагрузку на предпринимателей и улучшить условия ведения бизнеса.
4 июня 2024Реформа контроля и надзора позволила снизить административную нагрузку на предпринимателей и улучшить условия ведения бизнеса.
Одним из крупных достижений в сфере ведения бизнеса в последние годы как правительством, так и предпринимательским и экспертным сообществом признана реформа контрольно-надзорной деятельности (КНД). Принятые в июле 2020 года ФЗ-247 и ФЗ-248 «Об обязательных требованиях» и «О госконтроле» к 2024 году позволили сформировать в России качественно новую контрольную среду. С точки зрения механики реформа выглядит следующим образом: отказ от устаревших и избыточных требований в рамках «регуляторной гильотины» (одномоментно отменено 143 тыс. требований) с обязательным пересмотром действующих требований с учетом их социально-экономических эффектов, внедрение единых принципов контроля и надзора с учетом категории риска поднадзорных и цифровизация всей этой системы для принятия оперативных управленческих решений и донастройки регулирования.
Итоги контрольно-надзорной деятельности по итогам 2023 года выглядят следующим образом: за год в России проведено 350 тыс. проверок по сравнению с 1,5 млн в 2019-м и 339 тыс. в 2022 году. Половина этих проверок приходится на частный сектор, почти четверть (23%) — на контроль при вводе зданий в эксплуатацию, 20% — на соцобъекты, 7% — на государственные и муниципальные унитарные предприятия. При этом на результаты реформы контроля и надзора большое влияние оказали моратории на проверки, вводимые как мера поддержки бизнеса в условиях ковидных и санкционных шоков.
Из-за моратория в последние два года плановые проверки проводятся только на объектах высокого и чрезвычайного высокого риска (15% всех объектов), внеплановые — при срабатывании так называемых индикаторов риска. В результате плановых проверок в 2023 году было 81 тыс., внеплановых — 271 тыс. В 2024 году к проведению согласовано лишь 48 тыс. плановых проверок — это в 1,8 раза ниже объема, запланированного на 2023 год, и в 2,5 раза меньше аналогичного показателя 2022 года. Отчасти плановые проверки заменили профилактические визиты: в 2023 году их было 1,1 млн, в 2022 году — 560 тыс. Главное отличие профвизита от проверки заключается в том, что по результатам такого визита не применяются штрафы или санкции, пояснял глава Минэкономики Максим Решетников.
Для продолжения реформы в сфере разрешительной деятельности также потребовалась обратная связь от предпринимателей. В результате Белый дом распространил механизм досудебного обжалования на сферу лицензионной деятельности — к 1 октября 2023 года механизм распространился на все востребованные виды документов. Теперь бизнес может подать жалобу как в случае получения отказа на выдачу разрешительных документов, так и при условии несоблюдения сроков оказания госуслуги, нарушения порядка выдачи документа или требования дополнительной оплаты.
Обратная связь от бизнеса должна ускорить процесс настройки разрешительной деятельности, при этом эксперимент по упрощенной выдаче лицензий и разрешений уже признан успешным. Сейчас Белый дом занимается законодательным закреплением его результатов: Минэкономики уже подготовлен законопроект с соответствующими поправками в 61 закон о лицензировании и разрешительных режимах — в ведомстве рассчитывают на его принятие до сентября нынешнего года.
Источник: Коммерсант
ЦОУ «Мой бизнес» информирует. Работа центра «Мой бизнес» реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Центр оказания услуг «Мой бизнес» в Орле находится по адресу: ул. Салтыкова-Щедрина, 34, тел. горячей линии для предпринимателей (4862) 44 30 20.