moibiznes@msb-orel.ru

На малый и средний бизнес приходится три четверти доходов всех туристических компаний России

7 октября 2025

На малый и средний бизнес приходится около 3/4 доходов всех туристических компаний страны. По итогам 2024 года в сфере туризма осуществляли деятельность более 76 тысяч МСП, суммарный доход которых превысил 1,14 трлн рублей, сообщил министр экономического развития РФ Максим Решетников.

Самый большой доход на одно МСП продемонстрировали туроператоры (10 млн рублей в месяц), наименьший — у тех, кто сдает комнаты, квартиры и дома на короткий срок (1,2 млн рублей в месяц).

«За три года мы видим стремительное развитие туристического сектора в России. Причем малый и средний бизнес выступает одним из ключевых драйверов, формируя три четверти доходов отрасли. С 2021 года суммарный доход туристических МСП вырос практически вдвое — с 595 млрд рублей до 1,14 трлн рублей по итогам 2024 года, — подчеркнул Максим Решетников. — Одновременно сохраняется положительная динамика по численности МСП в туризме. В 2021 году их было порядка 69 тысяч, а сейчас уже 78,7 тысяч. С учетом того, что средний возраст действующих предприятий в туризме составляет 8 лет и 5 месяцев, тогда как в целом по сектору МСП это 7 лет и 7 месяцев, бизнес в сфере туризма в России можно отнести к устойчивому».

Наибольшая концентрация малых и средних предприятий в сфере туризма зафиксирована в Москве — 13,5%, Краснодарском крае — 8,1% и Санкт-Петербурге — 6,8%. В пятерку регионов-лидеров входят также Московская и Свердловская области — 5,9% и 3,1% соответственно. Среди всех МСП в сфере туризма наиболее востребованным является гостиничный бизнес.

«В гостиничном бизнесе работают более 45% малых и средних предприятий в стране. Еще порядка 40% — это турагентства. За три года численность МСП в гостиничном бизнесе увеличилась более чем на 20% и на сегодняшний день достигла 36 тысяч. Во многом такой рост обусловлен увеличением спроса на внутренний туризм, возможностями малого бизнеса оперативно отвечать на потребности рынка, а также действующими мерами господдержки. С начала 2025 года более МСП в гостиничной сфере суммарно привлекли 5,5 млрд рублей в рамках Национальной гарантийной системы, оператором которой является Корпорация МСП», — отметил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.

Среди регионов по числу малых и средних предприятий в гостиничном бизнесе лидируют Краснодарский край — 12,8%, Москва — 9,8% и Санкт-Петербург — 5,3%, а также Московская область и Республика Крым — 4,3% и 4,1% соответственно.

Для поддержки и развития туристических МСП на цифровой платформе МСП.РФ функционирует специальный сервис «Поддержка предпринимателей в сфере туризма», созданный по поручению Президента.

Напомним, что цифровая платформа разработана и запущена Корпорацией МСП и Минэкономразвития РФ. Она функционирует с 2022 года и развивается по федеральному проекту «Малое и среднее предпринимательство» в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». С момента запуска количество сервисов для малого и среднего бизнеса на МСП.РФ выросло с восьми до более чем 35-ти. Число пользователей МСП.РФ превышает 1,3 млн россиян: предпринимателей, самозанятых и планирующих начать свой бизнес.