Актуальные предложения Минфина по корректировке налоговой системы

11 Июля 2018
Основные направления налоговой политики, которые подготовил Минфин

      Минфин разработал и направил в Госдуму ежегодный программный документ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». Среди предлагаемых налоговых изменений немало того, что уже было обнародовано, остальное — положительные для налогоплательщиков либо чисто технические моменты.

     Говоря о мерах налоговой политики, Минфин подчеркивает долгосрочность новых правил, которые должны вступить в силу с 1 января 2019 года. В документе звучат уже известные решения — повышение ставки НДС с 18 до 20% и сохранение льготных ставок НДС на основные социально значимые товары и услуги, фиксация на постоянной основе общей ставки тарифов страховых взносов на уровне 30% (включая 22% — на обязательное пенсионное страхование), отмена налога на движимое имущество, новая методика расчета кадастровой стоимости жилья, введение спецрежима для самозанятых граждан.В части поддержки регионов Минфин предлагает продлить норму, согласно которой зачисления суммы налога на прибыль организаций в федеральный бюджет осуществляются по ставке 3%, а в бюджеты субъектов — 17% (раньше было распределение 2 и 18% соответственно).

   Целью этой схемы является распределение одного процентного пункта указанного налога между бюджетами наименее обеспеченных регионов. Изначально такое правило было установлено на 2017–2020 годы. В «Основных направлениях» предлагается продлить эту норму до 2024 года включительно в рамках стимулирования роста налогового потенциала регионов. Вместе с тем Минфин предлагает выделять субъектам, которые покажут наивысшие темпы роста налогового потенциала, ежегодные гранты в объеме 20 млрд руб.
    Важной для бюджетов всех уровней станет также систематизация неналоговых платежей, дискуссия о которых длится с начала 2016 года. Как следует из документа, в 2017 году неналоговая нагрузка на экономику (сборы и неналоговые платежи, уплачиваемые организациями и предпринимателями в бюджеты) составила 0,79% ВВП (0,74% в 2016 году) при общей фискальной нагрузке 31,08% ВВП.
    Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. В правительстве определились, что часть платежей, обладающих признаками налогов, будет перенесена в Налоговый кодекс, для остальных же появится закрытый перечень с едиными правилами регулирования. В «Основных направлениях» не сказано, о каких платежах идет речь, но, согласно предварительной версии документа, с которой ознакомился РБК, основные «претенденты» следующие: плата за проезд большегрузов по федеральным трассам (система «Платон»), курортный и экологический сборы, утилизационный сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, платежи за предоставление сведений из госреестров, плата за приобретение акцизных марок, патенты, плата за проезд с иностранных транспортных средств, а также платежи за регистрацию селекционных достижений.

      Новейшие корректировки

     Власти определились со сроками проведения камеральных проверок, следует из приложения к документу. Ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров предлагал сократить его до месяца с нынешних трех, но ФНС была против. Согласно предложению Минфина, новые сроки проверки составят максимум два месяца с возможностью продления до трех по решению руководителя налогового органа.
     Также предлагается освободить от ответственности тех, кто не заплатил вовремя налоги, но сам исправил ошибку, не исказив при этом налоговую отчетность. Такая поправка будет полезна и востребована многими добросовестными налогоплательщиками.
Еще одна мера касается использования нулевой ставки НДС при экспорте товаров. Налогоплательщиков, которые ее применяют, Минфин хочет освободить от обязанности предоставлять товаросопроводительные документы, подтверждающие вывоз товаров с территории России.
     Согласно действующим нормам   НК, налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу по   налогу на   прибыль на   сумму подтвержденных налоговых убытков присоединенных организаций. Теперь   же предлагается внести в   законодательство специальную норму, исключающую возможность такого присоединения «в   целях незаконной налоговой оптимизации». Использование этого термина эксперты считают некорректным. Кроме того, Минфин предлагает наделить налоговые органы правом самостоятельного исчисления НДФЛ, в   случае если налогоплательщик не подал самостоятельно декларации при продаже недвижимого имущества.

* по материалам rbc.ru https://www.rbc.ru/economics/08/07/2018/5b3f75999a7947546246287b

вверх